По свидетельствам ученых, изучающих историю, город Тобольск был основан Данилой Чулковым со товарищи в светлый праздник Троицы Живоначальной. И вот через 435 лет, в этот же праздничный день во Дворце Наместника Тобольского кремля состоялось событие, организованное общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска». Событие культурно-просветительского значения – презентация уникального издания фонда, альбома-исследования «Галерея русской исторической живописи» совпало еще с одним праздником – Днем России.
В начале презентации ведущий - председатель президиума и основатель фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Григорьевич Елфимов предоставил слово первому заместителю Главы города Тобольска Яне Степановне Зубовой.
- Наша страна – это наш дом, дом наших детей и внуков, - отметила Яна Степановна, - и пусть в нашей стране будет все хорошо, будет счастье и развитие. От имени администрации города я благодарю вас, Аркадий Григорьевич, за ту созидательную работу, которую вы ведете, приобщая к истории нашего города подрастающее поколение, издавая книги, которые есть в библиотеках по всей стране. Эти издания дают возможность познакомиться с историей нашего уникального города множеству людей. Хочу пожелать Аркадию Григорьевичу, чтобы у него не иссякала творческая энергия, и чтобы всегда было желание, несмотря на трудности, справляться с поставленными задачами. Пусть будет много интересных, больших и творческих проектов, и спасибо, что на ваших мероприятиях всегда молодежь!
Трогательным моментом явилась следом прозвучавшая песня о Тобольске местного автора Татьяны Савиной в исполнении Марии Ронжиной.
- Неслучайно Валентин Григорьевич Распутин, классик современной русской литературы, наш земляк-сибиряк, отмечал, что «в Тобольске неба много», - прокомментировал содержание песни Аркадий Елфимов и предоставил слово тобольским стихотворцам Наталье Загваздиной и Надежде Атабиевой, которые представили свои произведения о Тобольске, а Любовь Соколова прочла стихотворение своей матери Любови Глазковой. И еще одни участники встречи порадовали своим творчеством присутствующих – гости из Ельца, Комаров Владимир Григорьевич и Новосельцев Александр Васильевич, под аккомпанемент гармони и балалайки прекрасно исполнили старинные казачьи песни.
Переходя к теме события, ведущий сообщил, что альбом «Галерея русской исторической живописи» был издан в начале 2022 года, и на день рожденья великого русского художника Василия Ивановича Сурикова фонд «Возрождение Тобольска» подарил тысячу экземпляров библиотекам и музеям по всей стране, в том числе сто книг Красноярскому краю, пятьдесят – Омской области, сто – Тобольску, пятьдесят – Тюменским библиотекам. Альбом был принят всеми с большой благодарностью, и, кроме того, на Всероссийском конкурсе книги он получил главный приз в номинации «Книги по искусству». Аркадий Григорьевич представил авторский коллектив издания: это Большаков Владимир Ильич (автор текста), художник Лукьянов Иван Евгеньевич, меценат Сергей Павлович Козубенко.
- Владимир Ильич Большаков, доктор философских наук, для меня он величайший авторитет, - сказал Аркадий Григорьевич. - Тридцать лет в патриотическом движении, был «правой рукой» и близким другом Ильи Сергеевича Глазунова. Он в Екатеринбурге боролся за то, чтобы крестный ход до Ганиной ямы в прошлом году, когда всё запрещали из-за пандемии, состоялся.
- Я много лет ездил в Тюменское Приобье и все время проезжал мимо Тобольска, - начал выступление Владимир Большаков. – А сейчас мою жизнь можно разделить на «до» и «после» посещения Тобольска. Когда пару лет назад я впервые попал сюда, Аркадий Григорьевич показал мне свой парк «Ермаково поле», и я увидел там памятник Сурикову. Сердце мое затрепетало! Я люблю Сурикова – это «наше всё» в русской живописи. И я понял, что именно здесь, в древней столице Сибири мне надо сказать Слово. О каком Слове идет речь? Дело в том, что наше сегодняшнее время отмечено многими достижениями. Мы живем в свободной стране, можем говорить, что считаем нужным. Но есть некая недосказанность, некая полуправда. И с этим надо заканчивать, надо начинать говорить правду, и она должна восторжествовать. И Суриков как раз пример того, как надо говорить правду. Картина «Утро стрелецкой казни» позволила ему заявить о себе как о художнике первой величины, она ошеломила всех своей правдой, высказанной не из уст писателя или поэта – художник сказал правду своим высоким слогом образов. Сегодня нам надо соединить разрушенные звенья русской правды в одну цепь русской государственности. Я считаю, что сегодня великое событие, когда совпал праздник церкви – Троица и праздник России. Для меня Тобольск дорог еще тем, что я занимаюсь тридцать лет темой царской семьи. И сегодня хочу подарить присутствующим небольшую книгу «Какая власть угодна Богу».
Далее Аркадий Григорьевич представил художника Ивана Лукьянова:
- С Иваном Евгеньевичем фонд «Возрождение Тобольска» сотрудничает уже полтора десятка лет, он иллюстрировал два десятка наших изданий, имеет за книгу «Двадцать имен тобольской истории» серебряную медаль Российской академии художеств. Когда я прочел текст Владимира Ильича Большакова, я Ивану Евгеньевичу предложил взяться за эту работу. В результате получился замечательный проект.
- На обложке – этюд к «Боярыне Морозовой», где видим ее горящий взгляд, но не видим ее жест, которым она защищает свою веру, - начал свой рассказ о работе над книгой Иван Лукьянов. - Это образ человека, который пожертвовал своим благом ради блага Родины. История России – это боль, кровь, войны и за всем этим - вера. Ни одно государство не может похвастаться силой духа, как у русских людей. Когда Суриков писал «Утро стрелецкой казни», ему во сне являлись стрельцы и кланялись в пояс. Художник рассказал, что было на самом деле с нашей страной, когда она была расколота, и вера, дух, тот центр духовный, который двигал всю русскую цивилизацию, был сломлен, разрушен. Когда впервые картину выставили, первым ее увидел российский император. И Суриков наблюдал, как тот долго и молча рассматривал картину и уходил печально понурившись. Ведь там, в картине, было откровенное высказывание народа в адрес власти о том, что власть переломила хребет народу, что привело потом к революции 1917 года. Что касается качества иллюстраций, мы добились отображения такого же, как на картине в музее. Мы долго искали, как это сделать – книга отпечатана техникой микроточки, по такой технологии нет опыта печати в мире. Книга интересна еще и тем, что в ней кроме живописи описывается исторический процесс. Заканчивается книга фотографией Царя-колокола, колокол на Руси – мистический момент, он олицетворяет или радость, или беду. А сейчас колокол молчит. Как сделать, чтобы колокол зазвучал в наших сердцах праздником восстановления нашего государства? Культура восстанавливается не сверху, не политическим решением, а как вера в наших душах. Каждый из нас должен задуматься о том, что любое наше доброе дело, направленное к свету, создаст такой щит вокруг семьи, вокруг города, вокруг государства, которому никто не сможет противостоять. Эта книга – такой щит, за моей спиной теперь стоят великие художники – Суриков, Репин, Серов и их ангелы-хранители Третьяков, Александр III (Русская галерея), наши спонсоры – Аркадий Григорьевич Елфимов, Сергей Павлович Козубенко, авторы, весь коллектив. Мы надеемся, что в ваших душах, как у стрельца на картине, зажжется огонь в сердце.
Аркадий Елфимов рассказал о выставке книг фонда в библиотеке официальной резиденции Президента Российской Федерации в Московском кремле. Такой чести не удостаивалось ни одно российское издательство и ни один российский регион.