Исполнилось 85 лет со дня рождения известного этномузыковеда, доктора искусствоведения, академика Академии духовности Республики Саха (Якутия) Эдуарда Ефимовича Алексеева (1937-2021).
5 декабря в Литературном музее им. П.А.Ойунского состоялся вечер-воспоминание с участием родных сестер и сына юбиляра. Пришли и его друзья, ученики.
Э.Е.Алексеев с 1997 г. жил в Бостоне (штат Массачусетс, США), младшая сестра Эвелина Ефимовна тоже выбрала это место для проживания, а Эсфирь Ефимовна живёт в Монреале (Канада). Они не прерывают связь с Якутией, поддерживают контакты с родственниками, друзьями. Эдуард Ефимович в последний приезжал в Якутию в марте 2012 г. с сыновьями, посетил могилы деда и бабушки по отцовской линии в Мегино-Кангаласском улусе, в течение двух дней работал модератором Международной конференции Высшей школы музыки РС(Я). Эсфирь Ефимовна побывала в Якутске в июне 2017 г., провела мастер-классы в рамках программы регионального конкурса «Музыка для всех», организованного Высшей школой музыки и презентовала автобиографическую книгу под названием «Неприукрашенное». Эта книга помогла изучить родословную семьи Алексеевых, ведь их дед Егор Николаевич был известным косторезом Якутии (1883-1957), а бабушка Матрена Герасимовна (урожденная Соловьева), по всей видимости, происходила из славного рода головы Восточно-Кангаласского улуса Г.И.Соловьева. Интересна родословная и по материнской линии, их мама Ася Матвеевна, урождённая Ицкович, была по национальности еврейкой. Как писал Эдуард Ефимович, «В войну моего деда Мордохая, более известного в родне как дед Матвей, казначея еврейской погребальной общины на Салтыковском кладбище в Москве, вывезли в Якутск. Из голода в холод». Дед Матвей временами писал стихи. В 1943 году он оставил внуку такое наставление-завещание:
Эдик! Тебе сегодня исполнилось шесть лет, будь же вежлив, а не невежд. Расти: умным, старательным, способным, послушным, полезным, пригодным — всегда, всюду и у всех. Будь утехой своих родителей, защитником Родины, Отчизны, всему и всюду радетельным ко всему, здоровым, счастливым, находчивым, выходимцем из всех бед и преград. В дни тяжелые не робей, А будь пылким бойцом-молодцом.
Внук сохранил подарок деда и, действительно, стал умным, способным, «полезным, пригодным – всегда, всюду и у всех», выходил победителем из разных ситуаций и пользовался уважением друзей, коллег, учеников. Очень трогательными воспоминаниями поделились друзья-коллеги И.Е.Алексеев – Хомус Уйбаан, З.И.Иванова-Унарова, Н.С.Толбонова, ученица А.С.Ларионова, В.И.Бочонина. Вместе с ними из далекой дали (Монреала и Бостона) об Эдуарде Ефимовиче рассказали его сестры и сын Ефим. Все они отправили организаторам вечера воспоминаний фотографии, из которых подготовлен своего рода электронный фотоальбом о жизни и творчестве «якута по национальности», этномузыковеда с мировым именем Эдуарда Ефимовича Алексеева.
В 1952–56 годах он учился в Центральной музыкальной школе-десятилетке при Московской государственной консерватории у Абрама Владимировича Шацкеса (фортепиано) и Людмилы Петровны Фокиной (теория музыки). Закончил с золотой медалью. В 1956–61 годах занимался на теоретико-композиторском факультете Московской консерватории (класс профессора Лео Абрамовича Мазеля). Закончил с отличием. В 1963–66 годах совершенствовался в аспирантуре Института истории искусств Академии Наук СССР у Виктора Михайловича Беляева (музыкальная фольклористика). Еще тогда он предпринял первую экспедицию в Амгинский и Восточно-Кангаласский улусы Якутии. Нотировал и выпустил на грампластинке записи якутского народного певца Устина Нохсорова. В 1961–63 годах преподавал в Якутском музыкальном и в Якутском педагогическом училищах. Эдуард Ефимович тогда же написал сюиту о якутских народных музыкальных инструментах, мечтал создать оперу «Красный шаман».
В 1964 году он участвовал в международном конгрессе антропологов и этнографов с докладом «Новое в традиционных стилях якутского музыкального фольклора «Дьиэрэтии ырыа» и «Дэгэрэн ырыа». Доклад вызвал большой интерес. Эдуард Ефимович после конгресса писал: «советские и зарубежные ученые задавали много вопросов, просили еще и еще раз показать материалы. После окончания работы секции дали время, чтобы я рассказал о музыкальных образцах. Участники конгресса восхитились звучными, нежными якутскими песнями». Он тогда поверил, что молодое направление этнографической науки – МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭТНОГРАФИЯ – будет быстро развиваться, поскольку конгресс способствовал укреплению творческих связей между учеными разных народов.
Музыкальными образцами на конгрессе стали песни «Марфа», «Остров Кыллах», «Таналай ырыата», «Дьээ-буо дьиэрэнкэй», «Славлю великого Ленина» и «Моотуона». Народ саха их все их помнит и любит. Но многие не знают, конечно, что нотировал их Э.А.Алексеев еще в 1957 году.
Эдуард Ефимович оставил нам богатое наследство, которое должно заинтересовать не только музыковедов, фольклористов, этнографов, а всех нас. Благо, он создал собственный сайт, который доступен каждому. Благодаря ему мы с 2018 г. смотрим фильм о шаманах "Dream Times" ("Времена сновидений", режиссер-оператор Андрис Слапиньш, консультант-этнограф Елена Сергеевна Новик), получивший в 1987 г., приз 1-го Международного фестиваля аудиовизуальной антропологии (Пярну, Эстония). Но опять-таки мало кто знает, что текст в фильме читал Эдуард Ефимович. То есть, у нас есть счастье слышать его голос. Он очень хотел, чтобы этот фильм посмотрело как можно больше людей в мире. Его мечта сбылась – фильм сегодня можно увидеть в Ютубе. Одним из шаманов в фильме является наш незабвенный целитель Никон Васильев из Верхневилюйского улуса. А опера "Песнь о Манчары", созданная Эдуардом Ефимовичем в соавторстве с композитором Германом Никандровичем Комраковым, ставилась в Якутском театре оперы и балета в 1967, 1972, 1997 и 2014 годах.
Изучая жизнь и творчество Э.А. Алексеева по материалам из его сайта, по книге Эсфирь Ефимовны, воспоминаниям друзей, коллег, учеников, испытываешь гордость. Действительно, он родился, учился и трудился на наше благо, сохранил такой пласт нашей истории, искусства, столько талантов раскрыл, увековечил имена певцов и олонхосутов в своих книгах, статьях, воспоминаниях.
Думаю, жизнь и творчество Эдуарда Ефимовича, прежде всего, должны изучать в музеях, библиотеках, школах улусов республики, где проводились его экспедиции. В частности, в Таттинском, Мегино-Кангаласском, Сунтарском, Вилюйском, Верхне-Вилюйском и во всех Колымских.