Природа вдохновляет. Её запечатлевают в живописи, поэзии, графике, музыке, скульптуре… Стремление подчеркнуть красоту и философию природы выразилось в садово-парковом и ландшафтном дизайне. Искусство с давних пор обращалось к образам природы, начиная с древнейших растительных орнаментов и заканчивая сложными живописными композициями и пейзажами.
Растительный орнамент, в качестве декоративного элемента или мистического символа, использовался как самостоятельно, так и в сочетании с орнаментом геометрическим. Растительным рисунком украшали архитектурные сооружения, предметы культа, оружие и орудия труда; мебель, посуду, текстиль, и прочее. Например, можно вспомнить знаменитый коринфский ордер, украшающий колонны древних храмов. Его капитель воспроизводит мотив корзины со стилизованными листьями аканта.
У природы учились, природою любовались, ей поклонялись и обожествляли, наделяли сознанием. На протяжении тысячелетий люди наблюдали и изучали природу, переносили в свои произведения её красоту и таинство, глубокий философский или сакральный смысл, передавая в условных, символических или реалистических образах.
В природе всегда видели неистощимый источник сил для жизни и творчества, осознавая её величие.
Поделюсь впечатлениями о двух произведениях современных авторов: это летний пейзаж и осенняя песня, где на наших глазах ненавязчиво и просто разворачиваются глубоко осмысленные, прочувствованные и образные картины природы. Пример живописного абстрактного восприятия и стихотворного аллегорически-метафорического.
ЖИВОПИСЬ: ЛЕТНИЙ ПЕЙЗАЖ
Искан Ильязов. «Композиция № 425»
Размер 70 на 120 х 2 см, холст/акрил, 2023 год.
«Франция. Юго-восточный Прованс с лавандовыми полями и кристальным, высоким, строгим небом. Пшеничное поле на переднем плане.
Символы, я хотел СИМВОЛИЧНОСТЬ, и ради притчевости – принципиальный отход от реалистичности. Геометрический минимализм в фигуративе, вот это что!»
Казалось бы, художник уже сказал всё главное о своей картине… А дальше? – Её зритель, её созерцатель остаётся с ней наедине и начинает внимать, что же в свою очередь скажет картина: о художнике, о себе... о жизни – на своём красочно-пластическом языке. Ведь абстрактная живопись универсальна для восприятия. Какая тема объединит на этот раз человека и искусство, распахнув живописное окно в мир?
Мне виден каждый колосок в пшеничном поле этом.
Лаванды нежный здесь цветок, к земле пригнутый ветром,
Распространяет аромат Божественно приятный.
И неба свод, красой объят, свой свет несёт к закату
– пишет Лидия Фахретдинова,
проникшись мотивами Композиции Искана.
Вслед за художником она окидывает взглядом необъятное пространство, открывающееся на холсте, и вдруг прозревает многозначные ёмкие символы и начинает видеть мельчайшие подробности притчи, которую слагает сама природа, говоря нам: «Аз есмь, я существую».
Вспомним, что автор неслучайно упоминает о притчевости своего произведения, – жанре, где краткая форма соединена с широтой обобщения и значимостью идеи, где события происходят вне времени. Взглянем на картину: в ней ощущение божественной бесконечности; жизни вне времени. Большое пространство даёт ощущение эпического бытия. В нём земля бескрайняя (далеко открывающейся пейзаж) обретают формы геометрического минимализма, теряя конкретность и приобретая черты условные, свойственные большому охвату пространства.
«Прованский пейзаж с интенсивной лавандой, – определяет художник свою работу и поясняет: лавандовые места – лавандовый миф о романтике; там на месте решительно ничего нет, кроме земли и кустов, хоть и высаженных довольно ровно».
Вновь взглянем на картину. Лавандовые поля пролегли разноцветными лентами, заключёнными ровными геометрическими линиями. Они соприкасаются, пересекаются или идут параллельно, радуют взгляд своими нежными оттенками и цветами, словно чудом возникшая лавандовая радуга. Но и на холсте, при всей возвышенности и лиричности вызываемых пейзажем чувств, нет романтики. Нет, здесь не романтика – здесь ПОЭЗИЯ.
Опоэтизировано художником жёлтое поле пшеницы, подобно золотому слитку. Опоэтизировано синее небо, подобно чистому кристаллу. Опоэтизирована радужно-лавандовая долина, чарующая стройными рядами цветовых полосатых дорожек. Метафоры рождаются одна за другой и заполняют пространство полотна, изливающего на нас свою красоту.
Искусствовед Ольга Петрова пишет о Композиции 425:
«Замечательное творение Искана Ильязова! Потрясающая органика и гармоничность! Удивительная цветовая гамма, хотя и совершенно естественная!»
С таким выводом невозможно не согласиться. Это действительно прекрасно. Так и хочется воскликнуть: «Что за дивный пейзаж! Какая красота! В прованском пейзаже художника – море поэзии». Оно разлито в цветовой и ритмической гармонии; в прикосновениях кисти к фактуре льняного холста. Пенится на полотне потоками воздуха и света. И оно шумит на картине поэтическим прибоем: «Дивные пейзажи Прованса… пейзажи Прованса… Прованса…»
Эта композиция раскрывает не только красоту природы, но и творческую личность художника, его искусство. В моём восприятии это новый этап его творчества. Это иное ощущение мира: полное божественного вдохновения. Красочное блаженство! Неудивительно, что Лидия Фахретдинова написала стихи. Энергетические порывы не удержать – они так и плещут, так и струятся с картины и увлекают за собой человеческие эмоции. Как по волшебству! (И даже маленький секрет картины: подсмотренное художником «американское» небо нависло над «французским» полем – чудесен …)
Картина – само естество, она дышит, чувствует, живёт!..
Стоит лишь вглядеться – о том говорят цветовые ритмы её красочных потоков, как некая пейзажная «картинограмма», отражающая ритмы дыхания воплощённой на холсте Природы.
То вверх, то вниз спешит прямая, наполняя мир движением ветра, волнующими ароматами цветов и трав с полей и сиянием солнца с небес. Она зашифровывает жизнь в графическое движение линий – так зашифровывает художник Искан своё видение мироздания в красочных слоях картины, создавая живописную притчу.
Она волнует душу и пробуждает эмоции.
ПОЭЗИЯ и МУЗЫКА: ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ
Стихи Лидии Фахретдиновой «Ах, осень!»
Музыка Вячеслава Соломова «ОСЕНЬ»
Ах, осень, какая осень!
Шикарная леди в жёлтом!
Одежды её разносит
По ветру в походке лёгкой!
Шикарная леди в жёлтом
Царит в ярко-синем пространстве.
Она и хозяйка, и гостья
В прекрасном природы царстве!
Ах, осень, какая осень!
Она мимолётное чудо!
В осеннем разноголосье
Не буду грустить, не буду…
Я лишь полюбуюсь прощально
Шикарною леди в жёлтом.
И в сердце останется тайной
Та леди с походкой лёгкой!
Ах, осень, какая осень!
Шикарная леди-тайна!
На все мои вздохи-вопросы
Она улыбнётся печально.
А если нахмурится дерзко
И щедро осыплет листвою,
Подскажет мне, верно, сердце
И тайны её откроет!
Ах, осень, какая осень!
Шикарная леди в жёлтом!
Одежды её разносит
По ветру в походке лёгкой!
Шикарная леди в жёлтом
Царит в ярко-синем пространстве.
Она и хозяйка, и гостья
В прекрасном природы царстве!
Песню на стихи послушала сразу и не один раз. Эта песня вдохновляет! Она трогает тонкие струны человеческого естества. В ней открывается атмосфера мира прекрасного, таинственного. Эта атмосфера создаёт притяжение, и ты устремляешься в этот мир душой. Эта атмосфера – поэтический воздух, в котором существует каждая строка. Это то самое парение, в котором пребывают образы стиха. И в котором ты сам начинаешь пребывать, переступив границы строф. Здесь атмосфера – это жизнь, это способ восприятия. И её запас столь огромен, что хватит на множество человеческих судеб. Здесь печаль небытовая, радость неземная. Это мир волшебства и сказки, но сказки духовной, возвышенной и человеческой. Эта песня – откровение природы. Царственный текст, царственное легато. Необыкновенную гармонию мира уловил поэт, уловил композитор. Особая выразительность доносится ритмами произведения. Здесь иное течение времени – неторопливое – это вечность. На этом фоне необыкновенную изысканность приобретают некоторые смысловые акценты.
1) Контраст: образ леди Осени – «мимолётное чудо» в медленном звучании музыки, в пространстве Вечности. И тогда эта мимолётность в контексте Вечности сама начинает растягиваться до бесконечности. Мимолётное чудо, которое повторялось миллионы раз и будет повторяться.
2) Замедление (будто в звуковой оттяжке) музыки и слова в конце строфы. Словно одно впечатление сменяется другим, и внутри происходят какие-то сложные переходы в ощущениях небытового бытия. Благодаря этому приёму ярко выделен образ "тайна - та леди". Напевно звучит слоговой повтор та-та.
Не первый раз у Лидии Фахретдиновой и Вячеслава Соломова проявляется уникальное авторское взаимодействие, заставляющее восхищаться их произведениями. (Вспоминается песня "Флейт дождя").
Две композиции, посвящённые природе, картину художника Искана и песню поэта Л. Фахретдиновой и музыканта В. Соломова роднит не только ощущение вечности. Здесь живопись пронизана поэзией и музыкой, а музыкально-поэтическое творчество – живописью.