Повести и романы об истории и любви Валерия ИВАНОВА-ТАГАНСКОГО
АНОНС
Пути Господни неисповедимы. Но не только. Неисповедимы и театральные пути, которые привели режиссёра, заслуженного артиста России Валерия Иванова-Таганского в литературу. Он был артистом легендарной «Таганки» Любимова. Он играл с Высоцким, Золотухиным и Губенко. А позже и сам возглавил драматический театр. Десять лет на первом канале ТВ он как ведущий представлял уникальную передачу "Искатели". Он был успешным и был мастером русской театральной школы. Но не остановился на этом и пошёл дальше. Он двинул к истокам театра – в литературу. И неспроста: многие поэты и писатели, как это подтверждается литературной историей, происходят из актеров! Шекспир – самый известный пример. Другой пример – актер и поэт Высоцкий.
Здесь можно вспомнить Пристли, Булгакова, Федина, Шукшина…
«Все вышеперечисленные знаменитые писатели начинали как актеры! Вот и я не хочу отставать от их славы и примкнул к этой когорте», – шутит Валерий Иванов-Таганский.
А на деле всё серьёзно. Он окончил не только театральный ВУЗ им. Щукина, но стал и профессионалом слова – окончил Литинститут, учился у великого писателя и драматурга Виктора Сергеевича Розова и был любимым его учеником.
Режиссёр Юрий Любимов как-то после прочтения первой большой книги В.А. Иванова-Таганского, трилогии "Обреченная на жизнь", сказал: "Ты, Таганский, – лучший таганский писатель в прозе".
В итоговой книге «Шесть посланий из рая» запечатлён значимый этап России в поисках своего пути в эпоху разлома. Но главная тема, проходящая через все произведения, – любовь.
«Читайте да обретёте свой дальнейший путь…» – открывают свой смысл послания.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В мыслях о предисловии к этой книге, всё настойчивее передо мной разворачивается видение: я стою на сцене театра! Моё синее бархатное платье выразительно на фоне кулис и чёрного блестящего пола. Я объявляю выход автора. Я уверена в этой сцене, она должна пройти на «ура». В ней всё знакомо: бешеный темпо-ритм, актёрское взаимодействие, захлёстывающая атмосфера событий.
Седовласый автор в элегантном чёрном смокинге не заставляет себя долго ждать. Он появляется в свете центрального софита, в его руках новая книга.
– Это Ваши «Шесть новых писем»? – кидаю я первую реплику.
– Посланий… – уточняет автор.
И в ту же минуту начинается хаос!
– Какие послания, какие письма, что это за жанр! Старьё – раздаются голоса из зала. Бросьте свой старый водевиль. Играйте по-новому!
Всё приходит в движение. Мелькает свет прожекторов, врываются децибелы рок-музыки, зрительные ряды исчезают, и пространство заполняет скачущая толпа.
«Провал, какой провал, – мелькает мысль у меня в голове. – Полное фиаско!»
Но автор дерзко выходит на авансцену, раскрывает книгу… и её содержание вырывается наружу. Эта неведомая духовная сила литературно-художественного слова начинает рушить стены театра, и подлинная жизнь обступает присутствующих тесным кольцом, сжимая вокруг них свои объятия. На сцену въезжает бронетехника, по улицам бегут колонны демонстрантов; звуки взрывов, стрельбы, голосов и криков протестующих сливаются в узнаваемый сверхсовременный мотив. Его звучание нарастает. Эта «музыка» не даёт опомниться, заставляет чувствовать дыхание жизни, ловить её ритмы, ощущать их «в пульсации вен». Толпа замирает, глядя на этот театр действий.
Я пытаюсь перекричать канонаду, чуть не захлёбываюсь собственным криком, чтобы сказать свою следующую реплику. Моё вечернее платье создаёт дикий диссонанс и контрастирует на фоне разрушенных стен. Я почти что скандирую, упрямо и волево.
– Перед вами автор, более чем современный – он актуальный, он действенный и даже дерзкий. Он не отстраняется от происходящих в мире событий. Он врывается в самую их гущу, не отгораживаясь райским флёром, он вгрызается мёртвой жестокой хваткой во все пороки нового времени, навалившиеся на человека.
Но я не успеваю договорить, потому что снаружи отчётливо раздаётся приказ: «Уносите раненых» и в пространство театра хлынул едкий запах лекарств.
Автор, всё так же стоя на авансцене, вновь перелистывает страницы и открывает книгу в другом месте. Военные действия сменяются шумом драк, воем сирен, грохотом разбитых машин и лаем собак.
Публика пытается сообразить, что происходит, а мы продолжаем отыгрывать события и движем сцену дальше. Хотя странно звучит «продолжаем отыгрывать». Спектакль давно вышел за театральные рамки и стал окружающим нас миром, он приобрёл остросюжетность, он превратился в борьбу, где поступки иногда похожи на ходы азартной шахматной партии, переходящей в игру с жизнью.
Я подбираю подол своего длинного платья, влезаю на подобие баррикады из сваленных декораций и заставляю публику включить сознание. «Идём к зрителю, как в клетку с тиграми», – вспоминаю старый наказ моего театрального педагога. «Действуем энергично и с посылом, чтобы стать хозяином положения и заиметь сторонников в зале».
– Только борьба! – акцентирую я второе слово. Дорогу осилит идущий. Нельзя молчать, нельзя быть равнодушным, нельзя оставаться в стороне. За себя, за общество, за страну, за достоинство, за счастье надо бороться. Жизнь – борьба! Философия борьбы отражает позицию автора!
В ответ раздались аплодисменты. Но тут же послышались и недовольные выкрики.
– Вам хочется спорить? – продолжаю наседать я. Правильно! Потому что книга «Шесть посланий из рая» не старьё и не водевиль, а продуманные произведения о любви, чести, достоинстве, правде и о многом другом – непреходящем! Они вызывают ответную реакцию: с автором хочется вступить в дискуссию, обсуждать назревшие и наболевшие вопросы, которые он охватывает своим писательским взором.
Но откуда он их охватывает? Неужели в самом деле из рая? Неужели в своих размышлениях автор достиг определённых границ, напоминающих состояние вечной жизни, вечного счастья, и посматривает в безмятежности на нас, грешных? Неужели со страниц на нас повеет чем-то дидактическим и средневековым?
Никогда! Так что же это за рай такой? Где находится? В воображении, в другом измерении или где-то ещё?
Замечаю, что люди слушают и ждут ответа, и не сбавляю градуса энергетики.
– Рай гораздо ближе к нам, чем может показаться. Рай – это не только заоблачный мир покоя и блаженства, не только мир пребывания совершенной души, но и мир в глубинах самой души в земном человеческом существовании. Рай – понятие не только трансцендентное, оно растяжимо. И автор открывает нам его: он видит рай в душе человека, когда в ней поселяется любовь! А любовь в своём проявлении беспредельна!
Вновь раздаются аплодисменты. Но тут же начинаются и споры. В нарастающем гуле я пламенно заканчиваю свою речь.
– Книга «Шесть посланий из рая» – ценный вклад в российскую литературу. В ней художественно зафиксирован исторический опыт нашей страны и народа на сломе эпох.
Читайте да обретёте свой дальнейший путь…
Споры становятся всё жарче. Вокруг развалин театра разворачиваются съезды. Люди что-то доказывают, за что-то голосуют и не могут придти к единому мнению. Внутри и снаружи страсти накаляются, всё тонет в противоречиях!
Тогда автор поднимает книгу вверх, и новая неведомая сила приобретает власть над людьми, заставляя всех замолчать. В неожиданно наступившей тишине лишь шелестят деревья и слышатся нежные слова, навевая мысли о мечте, о светлом счастье, о священном мире, о райском блаженстве души, когда в ней поселяется… любовь! …И тогда в сокровенных уголках души цветут сады, встают картины детства, разносятся запахи трав, а к ногам падают яблоки мудрости и познания.
Но вдруг из ниоткуда раздаётся выстрел снайперской винтовки, и смолкает всё. Толпа оцепенела и безмолвствует. Кажется, что мир рухнул, исчезло пространство и время.
В полном беззвучии автор произносит свой главный монолог. Он произносит его почти шёпотом, но его слова разносятся по всему разрушенному театру, что некогда был храмом искусства. Его слова хорошо слышны, потому что вокруг стоит мёртвая тишина.
– Сегодня писатель Валерий Иванов-Таганский воспринимается бесспорным классиком русской литературы; его произведения вдохновляют читателей и переводчиков, по ним снимаются фильмы, по его текстам ставятся спектакли, настало время включать его работы в программы по литературе для университетов и школ.
Автор сделал паузу и продолжил чуть громче.
– Дорогие мои, если бы я был "патологически нескромным человеком", то начал предисловие о себе, почти 80-летнем писателе, именно так. Но я привык говорить о своем творчестве сдержанно, да и вообще о литературном совершенстве сужу весьма трезво, что "всё в руце Божией" и только Его "послание" может помочь автору стать состоявшимся и обрести приверженцев. Видимо поэтому, книга названа мною "Шесть посланий из рая".
Как интересна преемственность и литературная крепость и нравственное стояние, как перед битвой с последним нашествием Орды...
Все продолжают молчать. А я тихонько поправляю своё красивое классическое платье и замечаю, что оно порвано и заляпано грязью. На этом моменте я возвращаюсь в реальность. Но знаю, чтобы восстановить храм, нужно обрести путь. «Шесть посланий» открывают множество путей… «Читайте да обретёте свой», – мысленно говорю я себе.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
«И всё-таки послания?» – задумается читатель, глядя на прочитанную книгу, и вспомнит библейские тексты. Но на страницах нет ярко-выраженного религиозно-философского содержания: нет теософских идей, богословских доктрин, духовных рассуждений на темы этики и морали...
Литературный жанр «послания» или «письма» известен с античных времён. В каждую эпоху его определял свой стиль, слог, круг серьёзных тем: научных, художественных, политических, публицистических и других. Существовали и частные переписки. Эпистолярная форма представлена в литературе широко и всегда была предметом высокого искусства и мастерства автора, позволяя вносить в труды серьёзного глобального характера лирическую напряжённость. В этом главное её свойство.
Ныне жанр посланий стал раритетом, но тем он ценнее.
И неслучайно этот уже редкий род литературы упоминается в названии книги. Писатель, театральный режиссёр, заслуженный артист России Валерий Александрович Иванов-Таганский тем самым подчёркивает заложенную в его книге фундаментальность, где есть место и прагматичному учёному-наблюдателю, и чувствительному лирику-беллетристу, и кропотливому архивариусу-летописцу.
«Шесть посланий» – так охарактеризовал автор свои произведения, собранные в книге. И на то были веские причины, ибо он писал доверительно, обращаясь к читателю, как к близкому человеку. Он писал для всех и для каждого отдельно. Делился увиденным и услышанным в жизни, делился пониманием жизни и вкусом к жизни. В его строчках много сокровенного, осмысленного, прочувствованного и пережитого до слёз. Много подмеченного со стороны, но в то же время и личного душевного опыта, коим делятся в приватной переписке.
Временами в текстах брезжит родство открытым общественным письмам, принятым в гражданском обществе. В них появляется документальность. И тогда они меняют свой статус, переходя в разряд исторических писем, адресованных современникам и тем, кто будут жить после.
В них всё продумано до мелочей. И никакой потусторонний туман не способен сокрыть истины, подчас гибельных страстей, в которых запуталось, заблудилось человечество. Заплутало, поддавшись обольщению мнимой райской жизни, где правят пир необузданные желания, бешеные деньги, зарвавшаяся власть. Но где царит бездушие, там нет и рая. Там сатрапы устанавливают свои нечеловеческие порядки, но в итоге наступают на вечные роковые грабли алчности, подлости, жестокосердия, предательства, приходя к своему естественному смертельному финалу.
Такова главная сюжетная линия в романе «Грабли для сатрапа».
Он был опубликован в «Роман-журнале XXI век» в 2002 году. Редактор Валерий Ганичев сравнивал "Грабли для сатрапа" с романом "Белые одежды" Владимира Дудинцева и написал в отзыве, что в произведении есть план спасения России.
Юрий Лужков, прочитав роман, был согласен с этой формулировкой.
Попав в сложную жизненную ситуацию, столкнувшись с коррупцией и беззаконием, герои романа не сидят сложа руки. Рискуя жизнью, они действуют иногда авантюрно, безрассудно, против, казалось бы, здравого смысла и логики обстоятельств. Но принимают твёрдые решения, занимают активную позицию и совершают смелые поступки. Решимость, отчаянность и несгибаемая воля приводят к победе восставших против несправедливости людей.
Сопротивление и борьба оказываются единственно возможным путём.
Яркое подтверждение этой мысли находим в повести «Грехи шелудивых псов».
Всё чаще, люди, привыкшие к спокойной мирной жизни, сталкиваются с насилием нового уродливого строя постсоветской эпохи. От произведения к произведению, в большей или меньшей степени, эта тема будет прослеживаться во всех шести произведениях автора. То она слегка сквозит между строк, то заявлена фоном для человеческих отношений. Но в конце концов приобретает глобальный характер, и уже человеческие отношения становятся фоном для данной социальной проблематики.
В своих литературных посланиях автор пристально рассматривает разного рода человеческие отношения. Ведь они во многом определяют нашу жизнь. Производственные, бытовые, официальные, личные – целая иерархия отношений от ненависти до любви. И любовь становится той наивысшей главной точкой, где сходятся все человеческие векторы.
Да, по существу, разговор вновь о простой вечной истине – о силе любви: возлюби этот мир, возлюби ближнего, возлюби свет, а не тьму – и тебе откроется райская бесконечность.
Но автор ещё больше конкретизирует библейскую истину. Отдав богу богово, он возвращается в царство кесаря. И здесь он говорит о любви к Родине, к своему народу, к истории своего отечества. О любви к истине и правде; о любви к жизни, людям, мирозданию, и как апофеоз, – о любви мужчины и женщины.
Любовь межу мужчиной и женщиной, отношения, выстроенные по законам чистоты и нравственности, открывают человеку истинный рай в душе и приносят неподдельное счастье в его бытие, полное поисков, проб и ошибок. Иногда, чтобы осознать эту истину, человеку требуется прожить целую жизнь.
Такова печальная история повести «Ход конём». Позднее раскаяние осталось в удел герою, когда он понимает, что не сумел вовремя распознать и оценить дарованного ему счастья любви.
«Ход конем» – любимая повесть женщин, в том числе и моей жены, – говорит автор. Повесть вышла в журнале «Север» и в журнале «Наш современник».
Валерий Иванов-Таганский создаёт жизнеописания своих героев, которые проходят путь к любви, через испытания, муки, через потерю и обретение собственного «я», борясь за право любить и быть любимым.
Стоит упомянуть и о том, что повесть «Ход конём» затрагивает и театральную тему. В связи с этим хочется обратить внимание на одно маленькое «лирическое отступление». По ходу действия возникает разбор драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад», которая очень кстати продолжает линию любви и роковых страстей. Благодаря трактовке пьесы, предложенной В.А. Ивановым-Таганским, возникает яркий символический образ совести Арбенина в лице персонажа Неизвестного.
Думаю, эта трактовка появилась в повести неслучайно. Главный герой её лишён нравственного мерила, и в этом плане между ним и Арбениным можно провести параллель. Их жизненный итог также схож – собственными руками они лишили себя искренней любви. Таким образом подчёркивается, что совесть одна стоит множества других достоинств.
Свои «письма» автор пишет из тайников своей души, где за долгие годы накопился жизненный опыт и сосредоточилась боль за человеческие ошибки и зло. Эта боль родилась из переживаний и собственных, и чужих. И слилась в единый большой порыв – в стремление принести в окружающую нас жизнь больше таких понятий, которые определяют её как «жизнь лучшая» – наполненная красотой духовных ценностей.
Все главные и любимые герои В.А. Иванова-Таганского хотят остаться людьми честными и порядочными. Нашествие тёмных сил, ниспровергающих нравственные устои, заставляет их сопротивляться, обращаться к доселе дремавшим в них внутренним возможностям психики, неизведанным чертам характера.
«Если все начнут говорить правду, жизнь изменится» – постулат многих произведений писателя. Но сильнее и отчётливее всего эта мысль звучит в повести «Умка».
Пёс Умка отличается феноменальной способностью вмешиваться в мыслительный процесс своего хозяина, будто транслируя замысел провидения. И в уме человека возникает некое подобие самоанализа и самоконтроля. Это лишний раз заставляет задуматься о своей жизни и судьбе, о смысле существования. Оценить выгодную позицию приспособленца и положение человека неудобного для окружающих. При этом выбор всегда остаётся за человеком, он сам решает, каким путём ему идти. Ситуация, аналогичная религиозному учению: вера даёт лишь направление.
Собака Умка как часть живой природы, как часть живого вечного творения, оказывает благотворное влияние на своего хозяина, на его поступки и цели. Между животным и человеком устанавливается то бескорыстное чувство любви и привязанности, что рождает свет в душе, который освещает жизнь. Он отстраняет от тьмы, как световая завеса, спасая от неправедных решений. Эта световая реакция испокон веку положена законом природы. Ощущая себя во взаимосвязи с природным замыслом, в человеке пробуждается чуткость к окружающему миру и строгая оценка своих деяний.
И вот уж засиял новый световой блик – теперь уже сын Умки возрождает в своём хозяине давно заглохшие и умолкнувшие добрые человеческие чувства.
Повесть «Умка» выходила в книге «Воровская яма» в издательстве «У Никитских ворот» и отмечена А. Сегенем (зав. прозой журнала «Наш современник») как повесть на уровне «Театрального романа» М. Булгакова.
Чуткий лиризм и психологизм, знание человеческой природы – не единственное достоинство авторского стиля В.А. Иванова-Таганского. Здесь также находит отражение его театральная профессия, серьёзные занятия боксом, глубокое изучение шахмат, талант вокалиста.
Отличительной чертой его произведений является жизнеутверждающее начало, как было принято в хороших традициях советской литературы.
Сюда можно отнести и историческую их составляющую, хотя об истории писать трудно; и уж тем более ответственно давать оценки в эпоху разброда и шатаний. Историческая объективность во многом вещь призрачная, особенно в текущий момент истории.
Видимо, понимая это, автор зачастую прибегает к приёму дискуссии, которую ведут его персонажи. Их личностные человеческие позиции могут быть убедительны. Они отстаивают свою точку зрения. Кто-то говорит, что плох капитализм и утверждает социалистический строй. Иной опровергает его, доказывая, что при царе жизнь была правильнее. Третий защищает демократию, с радостью обличая советскую эпоху, подмечая её "грехи".
Но в этих выводах нельзя быть уверенным до конца. В них нет чёткой определённости. На каждый аргумент находится контраргумент. В этом автор близок к традициям Чехова.
Но здесь стоит помнить, что идеальных политических систем не бывает. В любом периоде правления есть положительное и отрицательное. Акцентируемый некоторыми системный кризис сознания в советскую эпоху, это не атрибут лишь советского времени, не болезнь СССР. Такой кризис был свойственен России зачастую независимо от общественно-экономической формации (ОЭФ). Но сегодняшний кризис превзошёл предыдущие.
Теперь многое мы познали на опыте. И можем конкретизировать. И чем ближе произведение написано к нашим дням, тем острее в нём встаёт социально-политический вопрос, вырастая в последнем произведении до масштабов военной проблематики.
Книга «Шесть посланий из рая» о нас, о нас самих с нашими заблуждениями и нашей верой, с нашими надеждами и разочарованиями, с нашими воззрениями, которые за десятилетия менялись в процессе неоднократно. Эта книга – летопись нашего общества: историческая, политическая, социальная, нравственная, культурная… начиная с развала Советского Союза.
Произведения В.А. Иванова-Таганского логически вырастают из этой жизненной ситуации, позволяя вникнуть в её подробности с разных углов зрения, и сделать выводы. Среди многочисленных фактов объективной реальности автор предлагает задуматься над одним бесспорным моментом: надо отдать должное формации советских людей, благодаря внутренней силе и потенциалу которых у советской страны были значимые достижения в области науки, культуры и других областях. Благодаря этому огромному заделу, в эпоху перемен Россия не рухнула, а продолжала существовать и работать по инерции.
За это время взгляд современников на ход истории менялся многократно. И сейчас, по крайней мере, ясно одно: капитализм – не всеобщая идиллия; каждый день, каждый час, каждую минуту он вынуждает человека бороться за своё человеческое достоинство. Разве об этом мечтали наши предки, строя для своих детей светлое будущее? Разве для этого они не жалели себя? Книга В.А. Иванова-Таганского втягивает читателя в полемику, диалог, вновь и вновь заставляет анализировать окружающий мир.
В этой книге есть ещё два произведения. На них хочется остановиться подробнее, поскольку они ближе всего подводят нас к сегодняшнему времени, к нам самим. И более остальных повестей они пронизаны яростными политическим событиями.
Повторю уже как-то сказанное мною: «История, политика, социальная жизнь общества ХХ–ХХI века – всё это излюбленные жанры и темы автора, которым он долгие годы отдаёт предпочтение. И можно сказать, посвящает жизнь. По его книгам удаётся проследить ход новейшей истории, смену настроений в обществе, развитие политической мысли в стране и борьбу политических течений.
И кажется, что всевозможные веяния на политической арене изменяют не только содержание книг, вместе с этим меняется и сам автор, меняется его читатель… как меняется вокруг и вся наша жизнь... И нельзя дважды войти в одну реку.
История теперь развивается стремительно, как никогда. Или это только так кажется?.. Не всегда успеваешь и осмыслить, но на то он и автор, чтобы успевать».
Он выразил свой взгляд на жизнь. Возможно, он в чём-то не совпадёт с мнением других. Кто-то будет согласен во всём безоговорочно, кто-то частично. Известно, что особенно в политике существует множество противоречий...
Но мы, живущие на земле, – не боги!
В.А. Иванов-Таганский прав в главном: «Нас рассудит история. Кто прав – расценит время!»
Но то – в будущем. А в настоящем мы стоим перед лицом всеобщего кризиса. Не стоит утешать себя, кивая на соседей, что мировой кризис затрагивает все страны. И периодически человечество сталкивается с этой проблемой в результате экономической и политической деятельности.
Нет, этот кризис страшнее. Он и внешний, и внутренний. Он – проник в мозг. Он уродливо извратил гуманитарную человеческую мысль. Он ставит под сомнение дальнейшее развитие человека как существа разумного и духовного. Он несёт угрозу даже полного его уничтожения.
И автор подводит нас к главному конфликту современности: подчас противоречия в жизни человека, противоречия в его душе не находят разрешения, ведь человек, его душа, любовь, жизнь, тонкие, высокие материи не вписываются в регламент навязываемого миропорядка. Люди поделены на рентабельных и нерентабельных, на прибыльных и нет. Всё переведено на денежные рельсы, всё пересчитано, кроме человеческой души, потому что в современном обществе потребления такого товара не числится.
Герой нашего времени – эффективный менеджер, один, другой, третий… Так и хочется воскликнуть: Страшно далеки они от человека. «Страшно далеки они от народа!»
Нынешний мировой кризис – свидетельство того, на какой стадии между жизнью и смертью сейчас находится человечество. Каков процент здравого смысла, незамутнённого сознания и нравственных ценностей ещё не поражён вирусом металла.
Оставшиеся два «послания» в книге В.А. Иванова-Таганского полнокровно раскрывают проблемы кризиса, пришедшие в нашу жизнь.
Роман «Рокировка» опубликован в журнале «Наш современник» и признан лучшей книгой 2021 года.
Обратимся к фактам. Роман «Рокировка» имеет ярко выраженный политико-исторический характер. Рокировка здесь тот самый кризис, который переворачивает устоявшуюся жизнь. И уже не персонажи выведены на фоне исторических событий, а совершенно наоборот, исторические события показаны на фоне взаимодействия различных персонажей.
Наша жизнь представляется большой площадью – политической ареной, где сталкиваются различные мировоззрения и убеждения; сталкиваются новаторы и консерваторы, радикалы, умеренные... Столкновение этих точек зрения и сил – есть путь, где решается судьба России.
Люди, сомневаясь, заблуждаясь, меняя взгляды, прозревая, разочаровываясь, пытаются держаться своей логики. И в картине этого многолюдного форума рисуется ситуация нашего современного общества – тупик; царящий политический хаос в умах; неразбериха, политический разброс от правых сил к левым, от либерализма до национализма и экстремизма. Всё это кризис убеждений! Всё это рычаги для раскола общества.
Человеческое сознание, определяющееся бытием, как весы, неустойчиво и под влиянием обстоятельств может качнуться то в одну сторону, то в другую: от необходимости революции – к эволюции, от необходимости выживания – к борьбе. И это факт.
Другой из фактов, который можно усмотреть в романе – кризис веры. Апатия, равнодушие к социальной жизни общества не пустые слова. Многие охвачены этой волной. Они не верят никому и ни во что, живут по инерции, просто чтобы выжить – против этого факта не возразить.
Иногда звучат такие призывы: «Выжить – это наша национальная идея на данном этапе». Но национальная идея – одна для всех, она общая, она объединяет. Когда же одни слои общества живут в изобилии, а другие еле сводят концы с концами, то эта идея не может быть определяющей единый путь развития. Как видим, для богатых одна стратегия, для бедных другая. И это тоже факт.
Сомнительно в условиях социального неравенства говорить о национальном единстве и примирении. Наше общество разобщено на множество прослоек – обособленных мирков. Богатые богатеют, бедные беднеют.
Падение уровня жизни населения, проблемы образования и воспитания молодёжи, культурная, духовная и умственная деградация, раскол в общественном сознании, отсутствие национальной идеи и жёстких нравственных критериев в жизни и в искусстве – вот те явления и те конфликтные факты, которые ярко освещены в романе и логически вплетаются в фабулу.
Кризис внутренней политики власти (вызывающей у многих недовольство), – ещё один бесспорный факт, отражённый в романе «Рокировка».
Кризисные моменты исторического развития известны своими народными волнениями – так выражает волю критическая логика масс.
Аналогичное событие пронзает и данный роман, чем он особенно интересен, так как событие это по сути носит символический характер. Оно будто происходит над временем и не вписывается в историческую хронологическую канву повествования, что для автора В.А. Иванова-Таганского вовсе несвойственно. Автор предельно скрупулёзен и точен в своих описаниях. Так что же происходит?
Реальное событие (протестная акция, несанкционированный митинг) означено здесь вне связи со временем и тем самым перемещает нас из единого временного пространства романа в область художественно-исторического обобщения! Вывода!
…Или, возможно, это ещё одна рокировка, переводящая роман в жанр историко-политических вариаций, хотя, как говорят, история не имеет сослагательного наклонения! Но недаром эта история написана в жанре «роман или…»
Так что же там, за троеточием? – …Родина… Россия… Послание!
Человеческие души, человеческие сердца… да не пожрал бы их всеразрушающий молох «цивилизации пороков».
Споры и конфликты, непринципиальность и ложь стали нынче нормой. Мир погряз в информационной войне, где побеждает не сильнейший, а подлейший. Во все времена политика считалась «грязным делом», сейчас это ощущается особенно остро, когда разразившийся мировой кризис капитала и власти, Америки и Европы – Старого и Нового Света втянул в военные действия Украину и Россию. И это ещё один суровый факт нашей жизни. Он лёг в основу киноповести «Мы там нужны».
О повести «Мы там нужны» писатель Евгений Васильевич Чебалин сказал:
«Прочёл повесть единым духом: у автора ещё есть силы и возможность рвануть в совершенно незнакомую, раскалённую ситуацию на стороне и отчитаться о ней крупным текстом – крупным социально, приключенчески, национально. Луганск пульсирует для россиян давно забытой аурой Отечественной войны. Думаю, что текст полыхнёт резонансом у тысяч читателей. Браво!»
Эти литературные оценки – мои воспоминания, которые в тяжёлые минуты тревог и сомнений, что у писателя через день, – греют душу и шепчут мне: "Старик, не падай духом, ты кое-что сделал и, кажется, неплохо"... (В.А. Иванов-Таганский)
Мы там нужны… Это не просто название повести – это первые слова родившегося произведения... Заложенный в них и исторгнутый в мир эмоциональный душевный порыв, как крик появившегося на свет человека.
Каким он будет?..
Повесть сия носит военно-исторический характер и посвящена событиям на Донбассе. Глобальный кризис, окрещённый Третьей мировой войной, – битва не только физическая, основанная на экономических и политических интересах. Это битва и за самого человека.
Каким он будет?..
Современные информационные технологии способны поставить его на уровень простейшего одноклеточного существа. Что ж, человек – вечное поле битвы Бога и Дьявола.
Бессмысленная тупая ненависть, которая должна стать основой человеческой сути, переформатированного человеческого сознания, становится сильным оружием в новой войне за переустройство мира. И в рассматриваемой повести возникает иной тип героев. Это те, кому слепая ненависть загнана в души: террористы-подрывники, убийцы-диверсанты, снайперы.
Ужас состоит в том, что коверкаются не только людские судьбы, но извращается человеческий «код», словно его разъедает генетическая вирусная инфекция. И женщина, которая по рождению своему призвана любить и давать жизнь, приходит с оружием, чтобы эту жизнь отобрать, коварно и безжалостно, обращая оружие против мирного населения. Ясно одно, если ненависть станет основой человеческой души, человек перестанет быть человеком, а станет образом и подобием дьявола.
«Возлюби ближнего» – как урок, повторяют тысячелетия. Для чего рождён человек: для любви или ненависти?!
Подводя читателя к этой мысли, автор подспудно, через взаимодействие героев, выводит на поле битвы Любовь и Ненависть – в схватку один на один. Но тупая животная ненависть, выращенная при помощи лжи, словно искусственный вирус в пробирке – оружие несовершенное, оно не способно усмирить любовь. А где любовь, там и жизнь. Перед главными законами природы ненависть обречена. Ведь первооснова жизни – любовь, а не её антагонист-вирус. Любовь регенерирует человека, возрождая его к жизни.
Наравне с событиями внутреннего мира человека, повесть «Мы там нужны» отражает события внешние: отчётливой колеёй пролегла параллель с началом Великой Отечественной, с сорок первым годом. Вторая мировая война стала в истории примером победы жизни над смертью и любви над ненавистью. Поэтому в повести звучит не только голос чувств, но и горячий добровольческий отклик тех, кто не может бездействовать в стороне, когда рядом ходит зло; тех, кто верит: внешние трудности, как бы жестоки и суровы они ни были, можно преодолеть, если есть цель, если жива совесть, если честь не пустой звук.
Ход современной жизни, истории всё быстрее заставляет ориентироваться человека в происходящей действительности, всё активнее и стремительнее реагировать на цепи причинно-следственных связей. Одна из главнейших задач современного человека состоит в том, чтобы не ошибиться в своём нравственном, политическом и историческом выборе. Мы все в ответе за то, что происходит на земле сейчас и за то, что с нами будет завтра. Как никогда, мы должны бороться за всё лучшее, что есть на земле: за поле, за синее небо, за любовь, за радость детства и за всё то, что стоит за понятием «человек».
Волей-неволей своим участием или безучастием народ творит историю.
«Шесть посланий из рая» невозможно читать хладнокровно. Там всё значимо. С годами больше начинаешь проникать в суть определённых понятий и ощущаешь, как всё хрупко в этой жизни и невозвратно. В книге я увидела то, что близко моей душе. А может, это сама душа и разглядела, и зацепилась за одну строчку, за другую...
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
(Ф.И. Тютчев)
Когда-то литературный критик и журналист Игорь Блудилин-Аверьян начал с сих поэтических строк свою статью о писателе В.А. Иванове-Таганском, чьё творчество, заметил он, посвящено «роковым минутам» в новейшей истории России.
Что ж, продолжу мысль, ибо считаю, что Валерий Иванов-Таганский в полной мере может быть героем этих стихов!
Он их высоких зрелищ зритель.
Он в их совет допущен был –
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
(Ф.И. Тютчев)
Необъятно простирается философская мысль Тютчева. Сложна жизнь в эпоху исторических перемен – то великий труд, но великое дело понять ход истории – это значит, понять замысел богов. Блажен, кто чувствовал время, кто действовал и выразил себя в нём. Кто не остался просто зрителем роковых минут Вечности, а участвовал и познал пир ИСТОРИИ.
Валерий Иванов-Таганский никогда не был сторонним зрителем. Театр действий – его стезя и стихия, он был на сцене событий!
Я всегда с большим удовольствием читаю произведения Валерия Александровича Иванова-Таганского, такие темпераментные, написанные образным, эмоциональным языком, по характеру напоминающие самого автора, наполненные целеустремлённым, энергичным действием и решением жизненно важных задач. В каждом монологе, в каждой прозаической или драматической строке я слышу его голос, его интонации, я чувствую его человеческое неравнодушие, его живое гражданское участие.
Произведения автора с начальных строк подкупают своими точными сведениями, причём в разных областях: образование и искусство, спорт, история, техника, военное дело, медицина и так далее. Детальная и тщательная проработка усиливает ощущение реальности или даже хроники происходящих событий. Подробная кинолента прокручивается перед глазами, заставляя отыскивать их в памяти под натиском внезапного эффекта дежавю.
Достоверность некоторых описаний не вызывает сомнений: дороги и улицы, дома и квартиры с их обитателями, предметы домашнего обихода, всевозможная утварь, одежда, посуда, приготовление блюд, лекарства, оружие и многое другое…
В писательском запасе находятся и точные речевые характеристики, меткие сравнительные обороты. Его метафоры запоминаются и надолго остаются в памяти живописными образами.
Есть во всём этом стиле присущая автору самобытность, как отличительная черта его творчества, его жанровый оттенок.
Вспомним ещё одно: историческая, социальная, военно-патриотическая тематика в искусстве занимает важное место. Она служит нравственной основой для самосознания народа, его менталитета.
В книге «Шесть посланий из рая» нашего писателя-современника отражена судьба России на распутье, с которой тесно переплетаются судьбы героев его произведений, обретающих свой дальнейший путь…