О коллективной монографии «Рюрикович: штрихи прошлого. Князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский. / Сост.:Н.Д. Лобанов-Ростовский, Е.С.Фёдорова. - М: Издательский Дом ЯСК, 2023. - 656 с.: ил.
Книга «Штрихи прошлого» - это собрание интервью, эссе, документов, статей, которые были созданы или вновь найдены в течение последних трёх лет, это 5-й выпуск из серии «Рюрикович», посвящённой князю Никите Дмитриевичу Лобанову-Ростовскому и его семье.
Лично для меня, читателя и участницы серии «Рюрикович», - каждый новый выпуск – это всегда источник вдохновения, творческого, исследовательского, познавательного, развивающего, интеллектуально насыщенного.
Серия сборников «Рюрикович»
Для читателей монографии открывается жизнь Русского Зарубежья, часто скрытая для читателя, жившего в СССР, часть русской истории и культуры, перед которой у авторов монографии нет никаких обязательств, но есть огромное желание высказать к ней свою любовь, величайшее почтение к носителям русской культуры, как духовной составляющей русского народа.
Каждый выпуск серии подразумевает непременную основательность больших сборников, философски и метафизически осмысляющих высокие разрешения бытийных задач. Это своеобразный духовный фронт, охватывающий десятки столетий истории и культуры России, на которых зиждется современность, её духовно-нравственное наследие, в котором тёмные силы могут принимать облик светлых, но распознаваемых духовно трезвыми людьми.
Как отмечает Никита Лобанов-Ростовский в разделе «Русское зарубежье» коллективной монографии «Штрихи прошлого», многим жителям России до сих пор ещё далеко до понимания, что созидательная деятельность русской эмиграции 20-го века – «это неотъемлемая часть отечественной истории ХХ столетия». И я разделяю это мнение, давно убедившись в том, что человек, незнакомый с Русским зарубежьем, не может понять глубины русского народа и его культуры.
В 2013 г. Дом русского зарубежья в Москве начал серию альбомов «Русское Зарубежье. Великие соотечественники», включив выдающиеся имена философов и художников, учёных и балетмейстеров, актёров и политиков, закрыв многие белые пятна в истории русской эмиграции. Это широкая панорама деятельности в лицах, плоды трудов которых долго оставались неизвестными в современной России.
«Главное, что показывают материалы данной книги, - отмечает Никита Дмитриевич, - многое из эмигрантского наследия сохранилось. Второе наблюдение такое: ныне Россия готова внимать их голосам. Российское общество способно сочувствовать эмигрантским судьбам, восхищаться их достижениями, искать объяснение тому, что произошло столетие назад, что привело к столь пагубному для Отечества национальному расколу. Барьер столетней давности ещё не преодолён, раны в душах потомков не затянулись ни с одной, ни с другой стороны» (с. 68).
«Штрихи прошлого»
Во вступительном слове к данной монографии Екатерина Сергеевна Фёдорова, профессор МГУ, доктор культурологии, даёт краткую биографию и творческую и интеллектуальную характеристику князю Лобанову-Ростовскому, прямому потомку князя Рюрика в 33-м колене, потомку князя Владимира Мономаха, князя Ярослава Мудрого, князя Юрия Долгорукого, святого благоверного князя Василькό Ростовского и многих других княжеских и дворянских фамилий.
Никита Дмитриевич родился в Болгарии в 1935 г. Эту страну, как православную, славянскую, выбрали после 1917 г. его бабушка и дедушка, потому что они считали, что в Софии был лучший в мире по звучанию церковный хор, а в храме они проводили достаточно много времени. Вместе с отцом и матерью 11-летний Никита год провёл в тюрьме, когда Болгария стала социалистической республикой после окончания второй мировой войны. Отец был расстрелян за принадлежность «к бывшим». Никита успел побывать болгарским пионером и комсомольцем, чемпионом Болгарии по плаванию среди школьников прежде, чем поступить в Оксфорд, окончив его по специальности «геология», затем Колумбийский университет — по специальности «экономическая геология», затем Высшую школу бизнеса при Нью-Йоркском университете, пройдя все ступени банковского работника. В 35 лет он стал вице-президентом и заведующим отделением по Европе, Африке и Ближнему Востоку в крупнейшем банке США «Уэллс Фарго банк».
Это позволило Никите Дмитриевичу, начиная с 1970 г., способствовать устойчивому положению СССР, помогая ему получать займы у тех банков, где занимал руководящие должности.
Его притягивал Советский Союз как его Отечество, как место жизни и деятельности его великих предков, как место рождения его любимых художников, коллекцию из тысячи творений которых из 150 имён ему удалось собрать вместе с супругой Ниной за рубежом, чтобы потом подарить крупнейшим музеям России: Музею музыкального и театрального искусства в Санкт-Петербурге и Музею театрального искусства имени Бахрушина в Москве, но не только им.
Крупнейший меценат России, он также реализовал два крупнейших культурных проекта: памятник участникам Первой мировой войны в Москве на Поклонной горе и памятник Народного единства в Севастополе. Третья его мечта пока не осуществилась — создание в России национальной портретной галереи выдающихся людей России.
Не все гладко в его жизни: так, в Ростове Великом, подарив музею 10 000 произведений искусства, исторических документов, книг, коллекцию фарфора, он столкнулся с ложью и обманом, но не сдался, только обрёл еще больше сторонников и почитателей.
Восстановление исторической правды
В разделе «Русское Зарубежье» Никита Дмитриевич рассказывает об известных людях, с которыми он встречался в своей жизни, для восстановления исторической правды о них. Александру Львовну Толстую, дочь великого писателя, князь называет «одной из самых видных личностей русской эмиграции». Её достижение в том, что она создала Толстовский фонд с целью — помогать беженцам из России, купив для этого ферму в Вэлли Коттетж (штат Нью-Йорк). Эта ферма стала приютом для многих русских людей, оставшихся без крыши над головой. Среди них балерина Ольга Спесивцева, которую молодой Никита Лобанов-Ростовский навещал, помогая балетоведу Джоу Виши взять у Спесивцевой интервью, в качестве переводчика с русского на английский: «Спесивцева была изящным существом. Даже простая юбка при нищете Толстовского фонда сидела на ней элегантно. Слушать её было приятно – о прошлом, о балете, о «Сезонах» Дягилева».
Никита Лобанов-Ростовский очень уважал Александру Толстую за её деятельность, высоко ценил то, что она уговорила президента Гувера создать Архив гуверовского института, где находится масса документов, относящихся к России и РСФСР. Она создала на ферме большую библиотеку, в которую известный религиозный философ, профессор Н.С. Арсеньев, дядя Н.Д. Лобанова-Ростовского, завещал часть коллекции своих книг по истории России и истории её культуры. А декор стен библиотеки и мебель подарил Никита Дмитриевич, получив их бесплатно от канадского миллионера Роберта Тименса.
Никита Дмитриевич интересно рассказывает о знакомстве с Зинаидой Шаховской, издателем «Русской мысли», с актёром Николаем Осиповичем Массалитиновым, работавшем в театре в Софии, воспитанником школы Станиславского. «Теперь найдёшь лишь островки этой высокой культуры актёрского мастерства, например, Евгений и Галина Киндиновы, которые превосходно читали со сцены прозу моей бабушки Веры Дмитриевны Лобановой-Ростовской», — пишет Никита Дмитриевич.
Н. Лобанов-Ростовский встречался с композиторами Николаем Набоковым и Игорем Стравинским, рассказал о покупке работ художников: Мстислава Добужинского и Александры Экстер, в том числе купил её письма, которые были подарены им ЦГАЛИ вместе с архивом художника Сергея Судейкина.
Очень яркая характеристика дана Никитой Дмитриевичем Михаилу Барышникову, оказавшему мировому балету огромную услугу: «Сложно поверить в то, что я сейчас говорю, но был момент, когда Барышников и Нуреев столь подняли популярность балетного искусства в Америке, что на балет продавалось больше билетов, чем на бейсбол: а ведь это национальная игра в США» (с. 78).
Рассказывая о своём дяде Николае Васильевиче Вырубове, герое французского Освобождения, Никита Лобанов-Ростовский вспоминает свою встречу с художником Ильёй Глазуновым, который в 1969 году прибыл в Париж для создания панно в огромном здании штаб-квартиры ЮНЕСКО.
Очень интересный рассказ о Лидии Делекторской, уроженке Томска, которая, оказавшись в Париже, позировала Матиссу. Она покончила жизнь самоубийством в 1998 г., похоронена по её завещанию под Санкт-Петербургом, в Павловске, а перед смертью передала работы Матисса в дар Эрмитажу и ГМИИ им. Пушкина в Москве.
Удивителен рассказ о генерале Франции Зиновии Пешкове, приёмном сыне Горького; о бароне Эдуарде Фальц-Фейне в интервью Оксаны Карнович; о том, как легко происходила вербовка англичан советскими разведчиками в интервью о шпионаже Андрею Маруденко: «Идеальными объектами для вербовки были люди нетрадиционной ориентации. В этом ключ замечательного успеха советской разведки. Это основная черта, которая связывает известную группу «Пятёрка из Кембриджа», — рассказывает Никита Дмитриевич, внося новые подробности о Сталине, о генерале Волкогонове, Эдмонде Стивенсе и многих других.
Любопытна беседа в переписке Н.Д. Лобанова-Ростовского с Н.Казански, С. Качкиным о гениях. На вопрос Николы Казански, почему в Великобритании больше нобелевских лауреатов, чем в США и Германии вместе взятых, Никита Дмитриевич ответил, что в США все гении привозные. Но и в Великобританию стремятся интеллектуалы со всего мира — за свободой мышления и образа жизни.
Невозможно перечислить друзей и добрых приятелей Никиты Дмитриевича, среди которых принцесса Мария Кристина Кентская, принц Майкл Кентский в Великобритании, учёные и политики, журналисты и искусствоведы в Болгарии, в России, в США и многих других странах.
Подробности истории и современности
Чувство верности России, сокровенная способность князя одаривать её музеи и архивы, — это небесное свойство представителя Рюриковичей в сегодняшнем дне описано в книге автора данного эссе под названием «Дарить России», М., Издательский Дом Академии имении Жуковского, 2022. Безбрежно благодарна составителям монографии за включение отдельных материалов из моей книги.
Екатерина Фёдорова поделилась своими исследованиями судьбы генерала от инфантерии, министра юстиции и члена Государственного Совета Российской империи, князя Дмитрия Ивановича Лобанова-Ростовского (1768-1838). А Никита Дмитриевич подарил портрет генерала, приобретённый Ниной Лобановой-Ростовской на аукционе, послу России во Франции А.Ю. Мешкову для размещения в помещении посольства РФ в Париже. Он рассказал о причастности генерала к заключению Тильзитского мира в 1807 г. на берегу реки Неман в городе Тильзите — сегодня это город Советск Калининградской области.
Н. Лобанов-Ростовский отметил, что генерал Дмитрий Иванович был маленького роста и некрасив, что понравилось Наполеону, но в то же время полководец сразу почувствовал, как был умён его собеседник и наградил противника!!! Французским орденом Почётного легиона — из уважения к его интеллекту.
Рядом с Никитой Дмитриевичем мы часто видим в реальности так же, как и в монографии, известных русских аристократов: князь А. А. Трубецкой, граф С. А. Капнист, князь Д. М. Шаховской, граф П. П. Шереметев, М. А. Трубникова-Муре. Это сподвижники Никиты Дмитриевича в интервью Оксане Карнович, в котором проливается свет на «деятельность» псевдо-великой княгини Марии Романовой и её сына Георгия Гогенцоллерна, как «главы» Дома Романовых.
Во вступительной статье к книге Е.С. Фёдоровой «Анна Сергеевна Вырубова. Вкус жизни» Н.Д. Лобанов Ростовский написал: «Своим долгом перед предками считаю издание всех найденных материалов, с ними связанных. Этому посвящены мои книги: «Эпоха. Судьба. Коллекция» и серия «Рюрикович», а также книга «Герой французского освобождения, русский дворянин Николай Васильевич Вырубов» (составители Н.Д. Лобанов-Ростовский, М. А. Трубникова-Муре, Е. С. Фёдорова), Издательский Дом ЯСК, 2021. Все названные книги входят в серию «Идеи века в истории рода». Надеюсь, что цикл наших общих исследований продолжат книги о славных представителях дворянских семей».
Все материалы монографии рождают трепетное чувство к культуре России, видение далёкого и близкого, недавно происшедшего. Как бы много мы ни читали о Русском зарубежье, монография даёт нам ощущение обретения новых штрихов и подробностей, и в то же время внутренней свободы, в которой составители её ощущают себя естественно и судят обо всём широко и сердечно по-русски. Их художественно-духовный мир отвечает самых строгим требованиям любого читателя, или того, который — глубоко в теме, или того, кто только прикасается к ней. Составители так мастерски организовали пространство книги, легко владея историко-культурным материалом, что мы радостно воспринимаем и запоминаем эти духовно весомые знаки в лицах, рассказывающих читателю, с доверием к нему, о фактах и пережитых событиях.
Судьбы представителей русской эмиграции, мучительно разрывавшихся между Россией и чужбиной, сформулировавшие свое предназначение: «не в изгнании, а в послании», — обретают сочувствие и понимание устремлений их души у современного читателя. Мы ощущаем явно выраженное сердечное движение и раскрытые ладони к огромной части нашего народа, внимая голосам былого и настоящего, глубже осознавая русское предназначение, отвечая на вызовы будущего русской цивилизации.