В 1955 году во всем Советском Союзе началась подготовка к Всемирному фестивалю молодёжи и студентов. От Якутской республики была выбрана Анастасия Лыткина - обладательница великолепного голоса, одна из первых профессиональных певиц Якутии. Специально для нее мелодист Захар Винокуров и поэт Семён Данилов за короткое время создали одну из замечательных песен - «Эҕэрдэ ырыата» («Приветственная»), которую долгое время считали своеобразным гимном Якутии.
К сожалению, Захар Порфирьевич был очень болен и умер 17 января 1957 г. и не услышал, как Анастасия Лыткина спела его песню летом того же года в Москве во время прохождения Фестиваля молодежи и зимой того же года, когда в столице СССР проходили Дни якутской литературы и искусства. Не услышал он и исполнение своего последнего творения – песни «Фестивальная», созданной в 1956 году почти перед самой кончиной. Тогда в больнице Захар Порфирьевич подружился с начинающим поэтом Саввой Тарасовым и, когда прошли слухи об организации первого фестиваля молодежи Якутии, предложил ему написать песню.
По воспоминаниям родных и друзей Захар Порфирьевич жил музыкой, умел играть почти на всех музыкальных инструментах, дружил с известными композиторами. Если бы не проклятый туберкулез, скосивший столько талантливых людей Якутии, он смог бы окончить дирижерско-хоровой факультет национальной студии при Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, в который поступил в 1944 году, а в 1947-м вынужден был оставить учебу из-за болезни.
Откуда такая любовь к музыке? Ведь он родился в Хатын-Арынском наслеге Намского улуса 12 марта далекого 1922 года в семье коневода. Кто помог раскрыть его талант?
Он рассказывал жене Анастасии Иннокентьевне, что поступил в начальную школу в 1930 году, затем продолжил учебу в районном центре Намцы в школе-семилетке. Там-то он впервые и увидел музыкальные инструменты: балалайку, гитару, мандолину, баян и гармонь. «Как вспоминал сам, однажды он пошёл к однокласснику и, проходя по улице мимо одного из домов, услышал через открытое окно чудесные звуки, которые поразили его воображение. Много позже он рассказывал мне о том, как от этих звуков у него защемило сердце, и разлилась по телу какая-то неясная радость, пополам с печалью. Он остановился под окнами и, забыв обо всем, слушал музыку. Из окон доносились не только звуки музыкальных инструментов, но и красивые голоса мужчины и женщины, певших русские народные песни. Позже он узнал, что в доме жили супруги Константин Иванович Горохов и Евгения Михайловна Туралысова — учителя Намской школы-семилетки. Захару так понравилось слушать пение и музыку с патефонных пластинок, что он стал часто, почти каждый день, приходить к их дому. А вскоре Константин Иванович — большой энтузиаст и прекрасный педагог — организовал в школе музыкальный кружок. Первым записался в него Захар и получил возможность не только слушать музыку, но и самому держать в руках музыкальные инструменты, а потом и научиться играть на них» - писала Анастасия Иннокентьевна.
Начало 1930-х годов. В Советском Союзе идет культурная революция. В школах и учреждениях культуры Якутии тоже начинают развивать национальную культуру по программе, разработанной наркомом просвещения П.А. Ойунским. Он тогда поставил следующие задачи:
По музыке - чтобы все школы и учреждения культуры снабдили музыкальными инструментами для должного ведения музыкального воспитания, создать и издать якутские национальные ноты, подготовить кадры музыкальных работников;
По пению и декламации – поставить дело организации пения и декламации для обслуживания революционных и национальных празднеств до оперной пьесы;
По изобразительному искусству – во всех школах твердо поставить рисование и лепку с постепенным повышением требования и постановки в последующих высших группах и классах;
По физической культуре – цель и задачи должны быть направлены для решения вопросов оздоровления населения и улучшения быта трудящихся и во всех школах физическую культуру поставить как необходимые предмет.
То есть, Платон Алексеевич уже тогда подготовил почву для воспитания гармонично развитых личностей и, действительно, многие школьники, студенты 1930 –х годов стали известными в Советском Союзе артистами, писателями, художниками, учеными, которых мы называем цветом и гордостью якутской национальной культуры. Одним из них, несомненно, является Захар Порфирьевич Винокуров, проживший всего-то 35 лет, но оставивший прекрасное творческое наследие, на котором воспитаны несколько поколений истинных патриотов страны.
В 1937 году, после окончания школы Захар поступил в педагогическое училище, где также заметили его тягу к музыке и активное участие во всех культурных мероприятиях. Училище окончил 2 июня 1941 года. После получения диплома выпускники устроили выход на природу. Сохранились фотографии того светлого дня. Захар везде с баяном и даже запечатлен, когда отплясывал любимую – русскую пляску. Через 20 дней начнется Великая Отечественная война и изменится жизнь всех этих красивых, веселых парней, мечтавших стать учителями.
Захар по состоянию здоровья был комиссован и уехал работать в родной улус учителем. В школе организовал музыкальный кружок, где обучал детей играть на музыкальных инструментах. «Весной 1944 года пришло в район сообщение о том, что Управление искусств ЯАССР и Якутский театр объявили набор молодых слушателей для подготовки в музыкальные вузы страны. Узнав об этом, Захар тут же взял в райкоме направление и уехал в Якутск, где его зачислили оркестрантом в театр. Одновременно он стал заниматься на курсах подготовки в вуз», - вспоминала супруга Анастасия Иннокентьевна. Вроде бы сбылась мечта молодого учителя. Но коварная болезнь сгубила не только его мечту, но и ее. Она из-за его болезни не окончила аспирантуру.
Удивительная семья у супругов Винокуровых. Они встретились в 1942-м, поженились осенью 1945-го в Москве, где оба учились. Сама Анастасия Иннокентьевна – дочь художника – самоучки, иконописца И.И. Сивцева – Мытыйыкы, еще в 1912 г. написавшего портрет Л.Н.Толстого. Об этом портрете в газете «Голос Москвы» 18 декабря 1912 г. писали, что «И.И.Сивцев является поистине якутским самородком… Портретом Л.Н. Толстого художник заставит, безусловно, о себе заговорить». Анастасия Иннокентьевна окончила Московский педагогический институт им. В.И.Ленина. Она - первый профессиональный географ Якутии, основатель кафедры географии, заведующий кафедрой географии биолого-географического факультета Якутского госуниверситета (1956-1961гг.), председатель Якутского филиала Географического общества СССР (1956-1957гг.) и методист в области географического образования в Якутии.
Старшая дочь Винокуровых Зоя родилась в Москве. Она связала жизнь с этномузыковедом с мировым именем, доктором искусствоведения Эдуардом Ефимовичем Алексеевым, родила и вырастила трех замечательных детей. Вторая дочь Татьяна вошла в семью Д.Д.Петрова – историка Великой Отечественной войны и стала супругой внука еще одного замечательного человека - самодеятельного композитора Адама Васильевича Скрябина, посвятившего жизнь музыке. Об этих людях многонаписано, и все исследователи считают, что они были рождены и жили для развития и процветания национальной культуры Якутии.
Анастасия Иннокентьевна с благодарностью вспоминала Семёна Семёновича Сюльского - начальника Управления искусств при Совете народных комиссаров ЯАССР в 1944 г. Она считала, что он сыграл важную роль в судьбе Захара Порфирьевича и становлении его как музыканта. Мы можем добавить, что Семен Семенович был мудрым руководителем и очень оперативно среагировал на выход Постановления СНК РСФСР №532 «О мероприятиях по улучшению деятельности учреждений искусств РСФСР» от 6 июля 1944г, в котором отмечено, что учреждения искусств провели большую работу во время Великой Отечественной войны. Но в связи с тем, что уже очевидна победа над фашисткой Германией, перед ними ставились другие задачи: улучшить обслуживание населения, занятое сельскохозяйственными работами, детей, возобновить деятельность закрытых театров, открыть художественные музеи и другие культурные учреждения в ряде областей и автономных республик, в том числе Якутской АССР. На основе этого Постановления в Якутии открыли первую детскую музыкально-хореографическую школу с интернатом, художественное училище, музей изобразительных искусств и т.д. Кроме того, в центр на учебу отправили наиболее талантливую молодежь. Еще в том 1944 году в Москву выехала творческая бригада во главе с композитором М.Н.Жирковым, результатом работы которой были созданы либретто музыкальной драмы «Нюргун Боотур Стремительный и балета «Полевой цветок». То есть, тезисы П.А.Ойунского, репрессированного и умершего в тюрьме в 1938 г., обрели реальное воплощение в жизни. Ведь почти все, кто занимался улучшением деятельности учреждений просвещения и культуры, были его единомышленниками или учениками.
После возвращения на родину, Захар Порфирьевич встретился с другими трудностями, хотя сперва вроде бы все началось хорошо потому, что его приняли в музыкально-драматический театр на должность заведующего музыкальной частью. Тогда-то он и начал сочинять мелодии на стихи якутских поэтов. Но вскоре ему объявили, что больные туберкулезом не должны работать в искусстве. Ему пришлось устроиться преподавателем в педучилище опять – таки с помощью С.С.Сюльского. Он же посоветовал написать ему детские песни для воспитанников детских садов.
Большая и плодотворная дружба связала Захара Порфирьевич с бывшим доцентом Киевской и Ленинградской консерваторий Василием Александровичем Супруненко, которого по ложному заявлению репрессировали в 1938 г., а в 1941 г. отправили на Колыму, в Зырянку, где он работал на угольных шахтах. Через 10 лет его освободили, но не дали разрешения жить в больших городах Союза, поэтому он решил не уезжать с севера и перебраться в Якутск, где устроился на работу преподавателем в музыкальном училище. Они не только вместе работали, но и помогали друг другу в разных жизненных ситуациях. Кроме того, Захар Порфирьевич благодаря Василию Александровичу заметно прибавил в технике игры на фортепиано и продолжил свои занятия композицией. Но годы, проведённые в лагерях и на шахтах, отразились на здоровье Василия Александровича, он тяжело заболел и лечение не помогло ему. Смерть друга Захар Порфирьевич тяжело пережил. Следует отметить, что женой В.А.Супруненко стала певица А.П.Лыткина – первая исполнительница песни З.П. Винокурова «Эҕэрдэ ырыата» («Приветственная»).
Вторым верным другом, учителем и помощником стал Грант Арамович Григорян, советский композитор, педагог и теоретик музыки, ставший заслуженным деятелем искусств РСФСР (1958) и ЯАССР (1957). Это о нем будущий зять Винокуровых этномузыковед Э.Е.Алексеев скажет так: “Для Якутии это особая личность. Имя его окружено в республике любовью и почитанием. Всего 9 лет прожил он на Севере, но остался в памяти как классик якутской музыки. Мне довелось не долго общаться с Грантом Арамовичем, но след от этого общения сохранился на всю жизнь. А музыка его жива для меня и сегодня — почти полвека спустя». Он, студент теоретико-композиторского факультета Московской консерватории (класс профессора Лео Абрамовича Мазеля) 1956–61 общался с Григоряном во время каникул в Якутске, когда приезжал из Москвы и чуть позже, когда преподавал в Якутском музыкальном и в Якутском педагогическом училищах.
Г.А.Григорян и З.П.Винокуров создали песни, которые и сегодня поют известные артисты, самодеятельные коллективы. В 1955 г. под редакцией Г.А.Григоряна был издан сборник песен З.П.Винокурова “Дьол-үөрүү ырыалара” (“Песни счастья”), в который вошли 47 сочинений мелодиста. В 1956 г. увидел свет второй сборник “Саха Сирэ ыллыыр” (“Поет якутская земля”) с их новыми песнями и песнями других начинающих мелодистов. Это – свидетельство великой дружбы двух талантливых людей.
Захар Порфирьевич, как уже упоминалось, ушел из жизни 17 января 1957 г. “Ушёл из жизни удивительный человек, любящий муж и отец, добрый, искренний, весёлый мечтатель и большой фантазёр, который верил в добро и справедливость, не желал поступаться принципами, мог быть «взрывным», умел дружить, не выносил подхалимства, мог прямо, глядя в глаза сказать подлецу всю правду о нём, приходил на помощь друзьям и поддерживал родных», - писала о своем супруге, друге Анастасия Иннокентьевна.
Да, действительно, Захар Порфирьевич любил жизнь, умел дружить. Он писал мелодии на стихи Семена Данилова, Дмитрия Сивцева‒Суоруна Омоллоона, Владимира Новикова–Кюннюк Урастырова, Леонида Попова, Моисея Ефимова, Ивана Гоголева, Серафима Кулачикова–Эллэя, которые позже стали народными поэтами Якутии. С особой внимательностью относился к творчеству воинов-поэтов Иннокентия Эртюкова, Иннокентия Артамонова, Гавриила Макарова–Джон Джанылы, Алексея Бродникова, Степана Тимофеева, не менее трепетно относился к стихам Архипа Абагинского, Ивана Федосеева, Ильи Винокурова‒Чагылгана, Г.Вешникова –Баал Хабырыыса. В основном они были начинающими поэтами, с которыми Захар Порфирьевич учился в педагогическом училище, а постарше – его учителями. Если некоторые их песни сегодня не поют, то не из-за мелодии, а, скорей всего, и-за того, что в текстах по требованию того времени славили партию и Ленина. Но все так же якутские артисты заслуживают аплодисменты в любой стране, когда они исполняют то, что привезли с собой ‒ мир и дружбу из далекой Якутии, где полыхает северное сияние, метёт вьюга и где живет смелый якутский народ. И у людей пробуждается желание побывать в Якутии, где на берегах великой реки Лены или красавицы Амги весной танцуют стерхи, а на небе поют жаворонки и звучит, звучит хомус, воспевая счастливую жизнь на суровой, но теплой от улыбок стране.
Кто услышит хоть один раз песни З.П. Винокурова, тот не забудет их звучание. Поэтому они живут в сердцах нескольких поколений якутян. Кроме того, в его короткой биографии сохранилось столько замечательных имен известных людей, что она стала как бы своеобразной энциклопедией музыкальной жизни Якутии 1940-50-х годов.