Как известно, книга занимает важное место в жизни ребенка. «Нет друга более верного, чем книга», писал Эрнест Хемингуэй. Книга – не только друг ребенка, хотя и это важно. Но еще – учитель и воспитатель. Для ребёнка книга является источником знаний. Безусловно, чтение детских книг развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребёнка, передаёт представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым социальный опыт и трудовую деятельность дошкольников и младших школьников. Всё это гармонично развивает ребёнка как полноценную личность.
Мой опыт работы членом жюри литературного конкурса «Рыбка золотая: Сказки и мечты», организованного МГО СП России, РТСРК и Государственным бюджетным учреждением Калужской области «Обнинский Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доверие» показал, насколько важно уделять внимание литературному образованию детей дошкольного и младшего школьного возраста. В нашем конкурсе принимали участие и старшеклассники, но это – тема отдельного разговора.
Очевидно, что заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь человека. То, что важно приобщать ребенка к красоте родного слова и развить у него культуру речи, писали и говорили психологи, педагоги, ученые. Как? Тут на помощь приходит книга, книга художественная. Именно художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни, и уже в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием. Чтение детям книг служит одним из условий развития слуха, а на этой основе – усвоения языка.
Дети, участвовавшие в нашем конкурсе, показали, насколько эти, казались бы, очевидные утверждения важны сегодня как никогда. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый. И очень многое зависит от правильного выбора тех книг, которые будет читать ему воспитатель или родитель.
Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, тот и многое будет знать. Если ребенок понимает содержание прочитанного (услышанного), значит, он думает, анализирует, рассуждает. У меня есть личный опыт воспитания, мы в семье много времени уделяли чтению. И сейчас – и моя жена, и я, по возможности, стараемся читать с дочерью. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, Чтение – радость! Величайшая радость и удовольствие! И как не разделить это с любимым человеком, своим ребенком!
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. Хотя это всегда было сделать не просто – где взять свободное время? Но надо стараться его найти! Обязательно! Иначе в будущем об этом придется пожалеть. Выскажу, наверное, всем известные мысли. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Читая со своими детьми, мы им и интерес к книге прививаем, и учим многому, что обязательно и непременно пригодится в будущем. Да и сами мы узнаем многое о своем ребенка в процессе общения: родитель-книга-ребенок.
Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Замечательный детский писатель Ирина Токмакова считала детскую литературу первоосновой воспитания. И она права.
По словам В. А. Сухомлинского, педагога-новатора, детского писателя, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Воспитатель – это и родитель, и педагог. И, пожалуй, именно педагог, прекрасно понимающий, что художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, сможет воспитать в ребенке достойное эстетическое восприятие мира. Не всякий родитель с этим справится.
Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста в современной жизни обусловлена тем, что современные дети знакомятся с литературой через интернет. Они читают тексты на планшетах, в телефонах и в компьютерах. В начале нового века очевидно снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей. С появлением электронных СМИ на нас обрушился невероятно большой поток информации. Дети быстрее учатся включать телефон, чем завязывать шнурки на ботинках. И компьютер осваивают раньше, чем начинают читать,
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, часами сидят перед мониторами или смотрят телевизор. Социологи по всему миру отмечают негативные тенденции. Это и заметное снижение интереса к чтению у детей всех возрастов, резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. Грустно, что современные дети не знают героев старых добрых сказок, а героев комиксов или компьютерных игр – знают! Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но все-таки сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством.
Детям родители перестали читать, или читают до обидного мало, а значит, страдают грамотность и интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание и малышей, и младших школьников. А что уж говорить о подростках? Да и как может вырасти гармонично развитая личность без книги, без прозы и поэзии, без сказок и загадок? Не читая, ребенок не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение. А как он может узнать, усвоить и использовать опыт предшественников? Как без литературы научиться думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы? Книга же, напротив, дает возможность домыслить, сочинить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно. И – это важно, сказку ребенок все-таки должен прочитать в «бумажной» книге, а не с экрана компьютера. Ее надо услышать, прочувствовать. Именно книга – отличное средство не только умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка, но и помощник в познании прекрасного!
Мои коллеги, писатели, работающие в жанре литературы для детей, понимают, что детская литература – дело более ответственное, чем литература для взрослых. Если взрослый человек способен разобраться в том, насколько та или иная книга полезна или вредна для восприятия, то о маленьких читателях этого сказать нельзя, у них ещё нет для этого достаточного жизненного опыта. Обычно выражение «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только ещё лучше» приписывают Максиму Горькому, иногда Самуилу Маршаку или Корнею Чуковскому. На самом деле это – перефразировка точного высказывания К.С. Станиславского: «Для детей нужно играть так же, как и для взрослых, только гораздо лучше, тоньше, культурнее и совершеннее». Еще бы все так писали!
Одним из первых о детской литературе в свое время писал В.Г.Белинский. Его тезис о том, что литература для детей должна «занимать взрослых людей... как литературное произведение, писанное для всех» будет многократно и в разных вариациях повторяться в последующие десятилетия, причем чаще всего независимо от Белинского, настолько всеобщей станет эта мысль.
Разве с этим поспоришь? Как не поспоришь и с тем, что чтение является для детей одним из способов познания мира, по прочитанному формируется представление о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о том, как писал В.В.Маяковский «что такое хорошо и что такое плохо».
Чтение важно для ребенка еще и потому, что нередко в книге они обретают себе друзей.
И, вот что еще очень важно! Процитирую современного критика, И.Ю. Голубничего. «Именно поэтому писатель, взявшийся сочинять стихи или прозу для детей, должен быть не просто талантливым, но и нравственно здоровым, и в то же время способным на незамутнённый, непосредственный взгляд на окружающий мир. Детский писатель должен уметь говорить с детьми на их языке, видеть мир глазами ребёнка. Наши выдающиеся детские поэты и писатели прошлого, такие, как К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Н.Н. Носов, Е.А. Благинина, А.Л. Барто и др., обладали этими способностями в высшей степени. Они оставили нам наследие столь высокого уровня, что для того, чтобы ему соответствовать, нужно очень любить своё призвание – призвание детского писателя. Следует сказать, что литература для детей, во-первых, как правило, традиционно консервативна по формам, а во-вторых, универсальна в социальном смысле».
Сегодня, проблема качественной детской литературы, особенно современной, стоит весьма остро. То, что делают иные отечественные «новаторы» детской литературы, часто также имеет сомнительную или откровенно отрицательную значимость. Необходим, в определённом смысле, возврат к истокам. Повторюсь, детская литература должна не просто развлекать, она должна воспитывать и учить. Формировать устойчивые представления о том, как устроен мир; прививать любовь к природе; развивать нравственные и эстетические представления; на примере простых жизненных ситуаций давать образцы социального поведения и т.д. Детская литература должна соответствовать своему высокому призванию – формированию достойного человека и гражданина.
В связи с этим мы, писатели, высказываем опасение, насколько то, что пишет детский писатель, дойдет до ребенка? Смогут ли литераторы повлиять на развитие творческого начала у детей? Как повлиять на восприятие маленьким человеком литературы?
В качестве подарков победителям конкурса мы передали разные книги. Это книги классиков детской литературы и книги, которые изданы при моем участии, (но это не для младшего возраста). А также книги современных авторов: Натальи Риттиной, Владимира Бояринова, Наталии Яровлавцевой.
Именно такая литература, как книга В.Бояринова «Медведь с мышкою дружил» очень полезна и интересна для младших школьников. Такая литература способствуют развитию речи, дает образцы русского литературного языка. Подумаешь, потешки, прибаутки, скажете вы? Но именно образцы народного творчества в обработке талантливого современного поэта дают готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок в детстве. Именно средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил ребенок начинает осваивать грамматические нормы языка, причем в единстве с его лексикой, что немаловажно. В поэтических образах, пусть это мышка или медведь, художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. А какие эмоции! Поступки героев делают эмоции более насыщенными, воспитывают воображение. Ну а про то, что это – прекрасные образцы русского литературного языка, и говорить нечего! Песенки и потешки В.Г.Бояринова – раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
Не только стихотворения нужно читать детям, но и прозу. Здесь тоже – прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи.
А сказки, помимо всего вышесказанного, безусловно, воспитывают ребенка добрым и любящим человеком. Очень рады были и педагоги, и психологи, участвовавшие в работе нашего конкурса, книгам Натальи Риттиной. В ее творчестве много замечательных приключений, немало трогательных и забавных ситуаций. А сколько жизнелюбия и вдохновенной фантазии? О творчестве Н. Риттиной можно говорить много, но знаю, что именно по ее сказкам занимаются психологи в центре с детьми с особенностями развития.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Но не только. Не могу не сказать о патриотическом воспитании. Подаркам детям на нашем конкурсе были книги Наталии Ярославцевой, молодого прозаика, в которых раскрывается именно эта тема.
Говоря о значение художественной литературы для детей, нельзя оставить без внимания один из самых важных вопросов – связь речевого и эстетического развития ребенка. Может ли ребенок рассказать о том, что ему прочитали? О том, что он сам прочитал?
В системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных и в психологии, и в педагогике сегодня.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Это серьезная тема, но если говорить кратко, то родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании.
Долго изучавший процесс мышления и речи психолог и педагог Л. С. Выготский считал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Здесь очень важна помощь профессионалов – педагогов, преподавателей, психологов.
Скажу, что работа в жюри детского конкурса показала мне, насколько много в нашей стране таких специалистов, которые добросовестно относятся к своему делу. Пример работы коллектива Государственного бюджетного учреждения Калужской области «Обнинский Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доверие» показателен. Я был поражен и искренне рад. Эти люди не на словах, а на деле в полной мере обогащают духовный и культурный уровень воспитанников.
Вернусь к итогам нашего конкурса. В основе любых творческих конкурсов лежит принцип интеграции разных видов деятельности, которые затрагивают все сферы развития личности ребенка. Ребята, участвовавшие в нашем конкурсе «Рыбка золотая. Сказки и мечты» не только писали сочинения, но и рисовали. Тематика нашего конкурса была очень грамотно выбрана организаторами. Это и сказки А.С.Пушкина, и личные мечты детей, то есть свободная тема. Так что тематика конкурса была и интересна детям, и педагогически целесообразна.
Я искренне рад, что мне удалось принять участие в работе жюри конкурса. Дети приобщились к творчеству, ведь они создавали свои произведения. Они получили в подарок достойные образцы детской литературы современных писателей. Более того – и в детскую библиотеку, и в центр «Доверие», и еще в несколько организаций, работающих с детьми, были переданы книги, которые теперь доступны всем желающим!
Наша задача, задача писателей, приобщение детей к детской литературе и детскому чтению, к творчеству и созиданию, во взаимодействии с педагогами и родителями была выполнена. И мы, писатели, участвовавшие в работе жюри, получили бесценный опыт.
И в заключении опять повторюсь.
Мы, неважно, о ком речь, о писателе или психологе, родителе или учителе, мы все хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями!
Но… чтобы в ребенке воспитать читателя, мы сами должны проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны для ребенка! А значит, для будущих поколений!
Надо постараться, несмотря на занятость, внимательно следить за новинками детской литературы!
И – это непременное условие счастливого будущего – надо учиться интересно беседовать с ребенком и быть искренним в выражении своих чувств.